Особенности дистанционного обучения в общеобразовательных организациях
Министерство просвещения России разработало рекомендации по организации и проведению дистанционного обучения в школах. Новый формат должен обеспечить реализацию образовательных программ с применением современных технологий, усвоение учениками обязательного минимума их содержания, и взаимодействие всех участников процесса в электронной информационно-образовательной среде. Перевод обучения в удаленный режим связан со сложной эпидемиологической обстановкой. Однако Минпросвещения намерено в ближайшее время официально закрепить статус дистанционного образования и в дальнейшем использовать его не только, как резервный вариант в чрезвычайных ситуациях. Цель такого решения — создание гибкой системы качественного обучения, сочетающей традиционные и цифровые форматы для расширения возможностей учащихся.
Организация обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Реализация учебных программ в полном объеме требует эффективной организации процесса дистанционного обучения. Общеобразовательная организация должна:
- разработать внутреннее положение, в котором определены функции администрации и педагогов, правила предоставления учебно-методического сопровождения, выполнения и отправки заданий учениками, ведения документации;
- составить новое или адаптировать существующее расписание учебных занятий, определить форму и график консультаций, продолжительность дистанционных уроков и порядок проверки заданий;
- информировать родителей и учеников об организации работы школы, корректировке рабочих программ, результатах обучения через ресурсы образовательной среды — школьный сайт, электронный дневник и другие цифровые ресурсы.
Проведение дистанционных уроков и видеоконсультаций
Дистанционная школа не подразумевает, что преподаватель находится на постоянной связи с учениками в течение дня. Но оно должно обеспечивать продуктивную работу в удаленном режиме, поэтому очень важно своевременное информирование и четкое расписание. Для проведения онлайн-занятий, видеоконсультаций, классных часов, тьюториалов, мастер-классов школа применяет доступные технологии, сервисы и образовательные платформы.
В качестве инструмента для организации урока и коммуникации всех его участников на видеоконференции с возможностью трансляции рабочего стола с учебными материалами можно использовать Skype.
Преподаватель-организатор создает бесплатную видеоконференцию на странице платформы, отправляет каждому ученику ссылку-приглашение и сам присоединяется к собранию. Как только к конференции подключаются все участники, он звонит из своего кабинета в системе и начинает занятие. По рекомендациям Минпросвещения время урока сокращено до 30 минут.
Для того чтобы оставаться на связи — проводить видеоуроки, общаться с детьми и решать рабочие задачи существуют и другие сервисы, например Google Meet или Zoom. Принцип создания конференций и подключения к ним одинаков.
Сокращение времени уроков подразумевает, что учителю необходимо создавать простые задания и адаптировать материал. Для помощи преподавателям и качественного обучения детей используются возможности онлайн-ресурсов образовательной среды.
К ним относятся:
- «Российская электронная школа» (РЭШ) — курс интерактивных видеоуроков по более чем 30 основным предметам для 1-11 классов.
- Учи.ру — интерактивный портал с образовательными курсами и олимпиадами, соответствующими ФГОС и прошедшими экспертизу РАН.
- Skysmart — платформа с интерактивными рабочими тетрадями по основным предметам с упражнениями из пособий от «Издательство Просвещение», рекомендованная Агентством стратегических инициатив.
- ЯКласс — цифровой ресурс-резидент «Сколково» с интерактивными видеоуроками, заданиями и проверочными работами.
- «ПроеКТОриЯ» — онлайн-уроки для знакомства с перспективными профессиями и помощи в самоопределении.
- «Московская электронная школа» (МЭШ) — портал с интерактивными приложениями, тестами, сценариями уроков, электронными учебниками.
- СПбЦОКОиИТ — система дистанционного обучения Санкт-Петербурга с видеоуроками и более чем 1000 учебных курсов.
Для поддержки учителей Минпросвещения реализовало проект «Волонтеры просвещения». Студенты-старшекурсники педагогических вузов помогают им осваивать дистанционные технологии и адаптироваться к новым условиям работы.
Оснащение для дистанционного обучения
Для успешной реализации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий школе требуется программно-технические средства и оборудование.
ЛОГИЯ предлагает все необходимое для комплексного оснащения:
- сетевое оборудование для создания безопасной и бесперебойно функционирующей локальной сети;
- компьютерное и периферийное оборудование для рабочего места педагога в кабинете и дома;
- интерактивные панели и комплекты для удобной, интересной подачи информации при онлайн-трансляции из кабинета;
- электронные издания, наглядные пособия, транспаранты, видео-фильмы, программное обеспечение для создания уроков.
ЛОГИЯ доставляет заказы по все регионы, помогает с выбором, монтажом техники и обучает работе с оборудованием.