Модернизация и оснащение информационно-библиотечных центров в образовательных организациях
Модернизация библиотек — неотъемлемая составляющая эпохи перемен. Инновации активно внедряются во все сферы жизни и социальные институты. Библиотеки нового поколения призваны не только накапливать, хранить, систематизировать и предоставлять информацию на бумажных носителях. Они должны давать возможность пользователю получать знания из любых источников: книжного фонда, аудио- и видеоконтента, систем виртуальной реальности, мировых и общероссийских электронных ресурсов.
Современная библиотека в образовательных организациях становится интерактивным информационно-образовательным пространством. В ней должны быть созданы условия для использования новейших цифровых технологий, разностороннего интеллектуального развития, реализации ФГОС и творческого потенциала. Это соответствует целям национального проекта «Образование».
Задачи информационно-библиотечного центра в современной школе, колледже, ВУЗе
Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) в образовательной организации — многофункциональное пространство со свободным доступом к интеллектуальным ресурсам на всех носителях информации.
Его задачи:
- формировать учебный фонд для педагогов и обучающихся, включающий учебники, методические материалы, пособия, проектные и исследовательские работы, периодические издания;
- создавать условия для быстрого и постоянного доступа к учебной и художественной литературе, аудиокнигам, видеоматериалам, электронным библиотекам и образовательным ресурсам;
- помогать педагогическому составу в организации метапредметного учебного процесса, реализации основной, дополнительных образовательных программ и внеучебной деятельности;
- развивать навыки самообразования, самостоятельной поисковой, исследовательской, аналитической и творческой работы обучающихся, обработки информации из разных источников.
Благодаря этому информационно-библиотечный центр расширяет возможности для обучения, делает доступными новые формы и методики и позволяет повысить качество образования.
Новые функции библиотеки
Обновленные информационно-библиотечные центры позволяют использовать различные формы работы с пользователями, включая живое общение. Они становятся не только пространством для получения информации и чтения, но и местом коммуникации.
В них можно создавать лектории для разных возрастов и дискуссионные клубы, проводить выставки. На базе библиотек могут работать тематические студии и проходить факультативные занятия. Фонды и доступ к электронным ресурсам дают возможность организовывать турниры, викторины, интеллектуальные игры, мастер-классы.
Структура информационно-библиотечного центра
Планировка и площадь помещений ИБЦ зависят от возможностей здания образовательной организации, её деятельности и расчетного контингента обучающихся. Требования к современным библиотекам для школ, средних специальных и высших учебных заведений определяют СП 251.1325800.2016, 279.1325800.2016 и СП 278.1325800.2016.
В соответствии с правилами предусматриваются:
- фонды открытого и закрытого хранения;
- читальный зал с посадочными местами;
- кафедры выдачи и приема материалов в читальных залах и помещениях абонемента;
- зоны для индивидуальной работы с ИКТ, электронными, видео- и аудиоресурсами;
- места для работы с периодикой и каталогами;
- лекционные залы.
Оборудование для информационно-библиотечных центров
Модернизация требует реорганизации и автоматизации доступа к информационным ресурсам, создание комфортных условий для индивидуальной и коллективной работы посетителей. Оборудование для школьных библиотек подбирается в соответствии с приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Информационно-библиотечные центры оснащают:
- стационарными и передвижными стеллажами под литературу;
- открытыми, закрытыми и каталожными шкафами под периодику, формуляры, мультимедиа носители, наушники, документ-камеры;
- библиотекарскими и регулируемыми ученическими столами для читательских залов и мест коллективной работы;
- регулируемыми по высоте ученическими стульями;
- креслами для библиотекарей и мест отдыха и чтения посетителей;
- компьютерами со специализированным программным обеспечением и периферийным оборудованием;
- интерактивными панелями и мультимедийными проекторами.
Современное пространство с высокоскоростным интернетом, доступом к цифровым информационным технологиям, мультимедиа и электронным ресурсам соответствует стандартам оснащения учебных организаций и библиотек в рамках нацпроекта «Образование».
Оборудование библиотек для посетителей с ОВЗ
Библиотека должна быть общедоступной. В ней необходимо создать комфортные условия для посетителей и обучающихся с ОВЗ, чтобы сделать их полноценными участниками процесса обучения и интеллектуально-творческого развития.
Для оснащения используют:
- учебники и художественную литературу со шрифтом Брайля, аудиокниги;
- портативные устройства с камерой для распознавания, чтения и сканирования;
- компьютеры с программным обеспечением для слабовидящих;
- цифровые видеоувеличители или электронные лупы;
- стойки высотой не более 0,85 м для выдачи книг инвалидам-колясочникам;
- добавочное освещение стеллажей и мест в читательском зале;
- тактильные таблички, информационные стенды и аудиовизуальные табло.
Для удобства посетителей на колясках предусматривают увеличенные рабочие места и проходы шириной более 1,2 м.
Компания «Логия» занимается комплексным оснащением образовательных организаций «под ключ». Мы поможем составить техническое задание, сделаем 3D визуализацию и подберем оборудование для библиотеки нового поколения.