Ранняя профориентация детей как направление национального проекта «Образование»
Профессиональная ориентация — это система научно-практических мероприятий, направленных на подготовку подрастающего поколения к самоопределению в выборе будущей профессии.
Она помогает сделать адекватный выбор с учетом индивидуальных особенностей конкретного индивида, уровнем развития экономики, потребностей социальной сферы. Эффективность данной системы обусловлена применением комплекса механизмов, включающих профинформацию, профориентацию, профдиагностику, профконсультацию, профотбор, профадаптацию. Профессиональная ориентация — важный элемент на пути выбора профессии школьников. Если профинформация призвана сформировать у молодежи общие представления о различных профессиях и условиях подготовки кадров, то профессиональная ориентация представляет собой комплекс практических мер, оказывающих влияние на выбор профессии.
Реализовать задачи профессиональной ориентации позволяет система двухуровневого образования, включающее общее и профильное обучение. Идея такого образовательного процесса была прописана в Приказе Министерства Образования РФ N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования" еще 2014 году. Однако реализация профориентационных проектов приняла масштабный характер всего год назад и сейчас набирает обороты.
Преимуществами перехода к профильному образованию являются:
-
Дифференциация образовательного процесса и формирование индивидуальных учебных программ.
-
Углубленное изучение конкретных учебных дисциплин.
-
Обеспечение равного доступа к полноценному обучению детям разных категорий.
-
Расширенные возможности для интеграции школьников в социальной среде.
-
Преемственность общего и профессионального образования разных уровней (СПО, ВУЗы).
Выбирая различные комбинации базовых и профильных дисциплин с учетом действующих российских государственных нормативов, любое общеобразовательное учреждение может устанавливать свой учебный план и предоставлять ученикам индивидуальное образование.
Профильные классы — успешная профессиональная подготовка учеников
Основой успешной профессиональной подготовки старшеклассников является формирование профильных классов и углубленное изучение отдельных предметов на базе общеобразовательной организации. В зависимости от потребностей регионов возможны различные направления:
-
агротехнологическое;
Инженерно-технологический класс: задачи, преимущества и результаты проекта
Мотивацией старшеклассников для выбора инженерной специальности в качестве будущей профессии является внедрение в образовательном учреждении инженерно-технологического профиля.
Задачи проекта:
-
Заинтересовать учащихся научно-технической деятельностью и повысить спрос на инженерные профессии.
-
Вовлечь старшеклассников в процесс развития технических инноваций и раскрыть индивидуальные способности каждого ученика.
-
Развить навыки практического применения инженерных и творческих задач с учетом прогресса технологий.
Преимущества проекта:
-
Высокий уровень образования, отвечающий требованиям современного общества.
-
Развитие навыков индивидуальной и групповой деятельности.
-
Обширный перечень базовых и профессиональных знаний.
-
Развитие профессиональных компетенций и необходимых практических умений.
Учащиеся не только занимаются изучением теории, но и закрепляют полученные знания на практике с помощью современного оборудования. Кроме того, они имеют дело с программными продуктами, которые используются в настоящем производстве, научно-технических лабораториях и центрах, в ВУЗах
Результаты проектной деятельности:
-
Ученики получают полный объем знаний по дисциплинам естественно-научного цикла.
-
Приобретаются навыки, позволяющие решать инженерно-технические задачи и работать с современной техникой.
-
Формируется мышление, рассматривающее инженерию как направление практической деятельности.
-
Школьники учатся достигать поставленные цели в сжатые сроки, оценивая риски и минуя возможные ошибки.
Инженерное направление в школе
Инженерное направление в школе реализуется поэтапно, его можно представить в виде нескольких ступеней:
-
Пропедевтика: учеников младшей школы учат наблюдать и исследовать явления окружающей среды, используя технические средства для сбора и обработки информации.
-
Формирование основ конструкторско-технологических компетенций учащимися 5-9 классов: приобретение опыта применения естественно-научных методов исследования объектов и явлений природы.
-
Профориентация, 10-11 классы: понимание принципов и алгоритмов решения творческих задач, моделирования, конструирования, прототипирования и программирования; наработка опыта проектно-исследовательской деятельности.
Варианты образовательных курсов на базе инженерно-технологического класса:
Целесообразность получения профессиональных навыков и знаний предопределила обширный перечень образовательных курсов для учеников разных классов:
-
5-6 класс. Факультативный курс "Простейшая робототехника".
-
5-9 классы. Интегрированный курс "Информатика и технология", факультативный курс "Основы электроники".
-
5-11 классы. Междисциплинарные курсы "Альтернативная энергетика", "Научные методы анализа", факультативный курс "Подготовка к участию в соревнованиях WorldSkills, VRC, WRO".
-
7-9 классы. Факультативный курс "Простые системы управления".
-
7-10 классы. Факультативные курсы "Проектирование цифровых устройств", "Сбор данных и измерительные системы".
-
7-11 классы. Факультативный курс "Мобильная робототехника".
-
8-11 классы. Факультативный курс "3D-моделирование и прототипирование"
-
9-11 классы. Элективные курсы "Основы инженерной деятельности", "Экспериментальная математика".
-
10-11 классы. Интегрированный курс "Естествознание", факультативный курс "Сложные инженерные системы".
Кроме того, на базе инженерного класса для учащихся предусмотрены различные практикумы по курсам таких дисциплин, как:
Среда инженерной культуры
Инженерно-технологический профиль является комплексным решением, основанным на внедрении в образовательный процесс инновационных элементов профессиональной ориентации.
Среда инженерной культуры базируется на следующих направлениях:
-
Инженерная графика - включает технику и ПО для работы с инженерными программами.
-
Естественно-научные исследования - позволяют посредством специализированного инженерного оборудования расширить спектр знаний для дальнейшего обучения по профессии.
-
Автоматизированные технические системы - дают возможность организовать обучение робототехнике и освоить программирование, в том числе и на продвинутом уровне.
-
3D-Прототипирование - предназначено для создания виртуальных моделей и последующей их обработкой на модульном оборудовании.
Внедрение проекта инженерно-технологического класса позволяет заинтересовать детей новыми формами обучения и побудить их к участию в конкурсах и различных проектах, связанных с инженерным направлением.
Дополнительное образование в рамках национальных проектов
Национальный проект "Образование" сформулировал стратегическую политическую цель государства, суть которой сводится к повышению качества образования и подготовке высококвалифицированных кадров, соответствующих требованиям современного общества.
В связи с этим разработано несколько федеральных программ, включающих конкретные направления, призванные обеспечить комплексное оснащение для реализации дополнительного и профильного образования в школах.
Центры "Точка роста"
Федеральный проект "Современная школа" нацелен на улучшение материально-технической базы сельских школ. С помощью центров "Точка роста" инновационные методы образования, включающие и профориентацию, будут доступны для детей в отдаленных уголках страны.
Центры "IT - куб"
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" ставит перед собой глобальную задачу — технологический прорыв страны. Центры цифрового образования "IT - куб" призваны обеспечить ускоренное обучение в сфере информационных технологий школьников разного возраста.
Детские технопарки "Кванториум"
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» создаются специальные площадки с цехами и лабораториями, укомплектованные современным высокотехнологичным оборудованием. Подобные технопарки открываются во всех регионах страны. Задачей "Кванториумов" является развитие в научно-техническом направлении и формирование изобретательского мышления у детей, начиная с пяти лет.
Международные достижения российских школьников
Участие и победы российских школьников в масштабных соревнованиях по профессионально-технической подготовке свидетельствуют об успешной реализации образовательных инноваций в сфере предпрофессиональной подготовки. Доказательство тому — Чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills Budapest, проходивший в 2018 году в Будапеште, где наша команда стала победителем по числу золотых наград.
Очень порадовали наших соотечественников результаты наших школьников, принимающих участие во Всемирной робототехнической олимпиаде (WRO), которая проходила в этом году в столице Венгрии. На счету сборной России пять медалей, две из которых золотые.
Но прежде, чем попасть на мероприятия международного уровня, дети принимают участие в российских соревнованиях научно-технического творчества, направленных на поощрение интереса к инженерной профессии. Они могут попробовать силы и проявить таланты на ежегодном фестивале «Робофест», где проходят всевозможные олимпиады, соревнования по робототехнике, мастер-классы, интерактивные лекции и много другое.
Классическая профориентация в школе
Профессиональное самоопределение является естественным этапом развития личности. Однако далеко не каждый подросток способен сделать выбор самостоятельно. Зачастую в этом вопросе дети нуждаются в помощи взрослых, поэтому ответственность ложится на образовательное учреждение, в котором учится ребенок.
В стенах родной школы у детей формируется внутренняя готовность к осознанному выбору в том случае, если проведена достаточная профориентационная работа. Уже в начальных классах детей знакомят с миром профессий, в среднем звене выявляют склонности и таланты. В помощь педагогам разработана специальная система занятий, использующая эффективные методы самоопределения.
Уроки самоопределения
Подобная система занятий предназначена для детей 5-9 классов и направлена на изучение учащимися своих личностных качеств для формирования осознанного выбора. Важным элементом уроков признана самодиагностика, инструментами которой выступают надежные методики на основе постановки и решении проблемно-поисковых задач, реализации ролевых игр.
В ходе занятий рассматриваются важнейшие темы, затрагивающие личностное и профессиональное самоопределение:
-
Формирование знаний о личностных качествах.
-
Выявление личных стремлений и потребностей.
-
Эмоциональное развитие ребенка.
-
Выявление интеллектуальных способностей.
-
Уточнение определенных профессиональных склонностей
-
Знакомство с видами профессий.
-
Правила успешной профессиональной карьеры.
Правильно проделанная профориентационная работа — залог осознанного выбора образовательного профиля и успешной дальнейшей профессиональной деятельности ребенка.
Компания "Логия" предлагает комплексные решения для участников федеральных проектов НП «Образование» - центров "Точка роста", "IT-куб" и технопарков "Кванториумы". Кроме того, можно заказать оснащение профильных классов, кабинета психолога и купить необходимые средства обучения для внеклассных занятий, секций и кружков.