Использование игрового набора "Пертра" в работе педагога-психолога
Набор «Пертра» смоделирован в соответствии с концепцией творческого формирования как детей, так и работающих с ними педагогов. В первую очередь он предназначается для обучения ребенка, имеющего особенности развития.
Обучение и коррекция
Комплект был разработан австрийским педагогом-психологом Марианной Фростиг. Ее учение основывалось на тренировке восприятия.
«Пертра» используется в специальной развивающей и коррекционной работе с детьми любых возрастов. Также набор предназначается для инклюзивного обучения.
Игровое оборудование помогает решить задачи развития:
- координации «глаз-рука»;
- кратковременной памяти;
- концентрации и устойчивости внимания;
- пространственных представлений;
- зрительно-моторной координации;
- графо-моторных навыков.
Комплект полезен всем специалистам, работающим с детьми – педагогам, психологам, воспитателям и логопедам.
Что представляет собой оборудование
Комплект психолога «Пертра» представляет собой большой шкаф, выполненный из натурального дерева. В нем с удобством размещаются 7 специальных ящиков, которые классифицируются по разным направлениям. Шкаф оснащен небольшими колесиками, что позволяет свободно перемещать его по комнате.
У каждого «чемодана» с игровым оборудованием есть удобная ручка и крышка, которая предотвращает выпадение деревянных деталей. Все элементы ящиков можно перемешивать между собой, создавая более сложные, уникальные авторские игры.
Оборудование наиболее эффективно при использовании всех «чемоданов». Игровые задания, выполненные таким образом, способствуют задействованию всех процессов когнитивного восприятия.
Набор содержит:
- 2 игровые доски-основы. Одна из них имеет 40 отверстий, другая, усложненная – 280. На каждой из них имеются игровые поля с цифрами. Доски с удобством размещаются как на столе, так и на полу;
- прозрачные пластины из оргстекла. Они вставляются в специальные пазы и размещаются в доске-основе;
- картонную доску с 40 клетками. С ее помощью дети учатся считать и ориентироваться в пространстве;
- большой блокнот для графических заданий;
- более 2500 деталей, выполненных из сосны, пластика, стали, резины и бумаги;
- методическое пособие с качественными фотоиллюстрациями. Оно включает в себя игры для групповых и индивидуальных занятий.
Пространство на плоскости
Играя с содержимым 1 ящика, дети изучают разные положения предметов в пространстве и развивают зрительно-моторную координацию.
Главным элементом является пластина с желобками с антискользящим эффектом. На обратной стороне имеется аналогичный рисунок, выполненный яркой краской. Это позволяет принять участие в игре детям со слабым зрением.
Из желобков можно собрать большую дорожную сеть. Для путешествия по изготовленной дороге используются различные фигурки – человечки, шарики или машинки.
Играть с фигурками можно при помощи магнитных ручек, которые развивают графо-моторную функцию.
Также в этом ящике имеются 2 текстильных мешка. Они предназначаются для игр на ощупь: педагог создает некую схему, и просит ребенка определить ее, не заглядывая внутрь. После этого ученик либо строит на доске такую же схему, либо зарисовывает ее в блокноте.
Восприятие
Игровой комплект «Пертра» содержит большое количество геометрических фигур. Содержимое 2 «чемодана» помогает ребенку научиться понимать разницу между:
- формой и содержанием;
- понятиями «меньше» и «больше»;
- тождеством и симметрией.
Представленные здесь игры рассчитаны на развитие воображения, внимания и восприятия. Занимаясь с детьми, психолог имеет возможность использовать «метод memory», который подразумевает развитие игровой памяти.
Методика заключается в том, что ребенку сначала демонстрируют схему из фигур и дают время на запоминание. Потом специалист прячет рисунок, и просит воспроизвести его по памяти.
Второй ящик значим еще и потому, что дети учатся работать с формами. Особенно это важно для ребят, имеющих проблемы со зрением.
Одинаковое и разное
В 3 «чемодане» содержатся объемные фигуры, предназначенные для развития мелкой моторики. Играя с ними, ребенок выстраивает пирамидку.
Он может действовать как по подсказке педагога, так и по своему собственному разумению, руководствуясь исключительно фантазией. Все цвета гармонично сочетаются между собой. Какой бы «футуристической» ни выглядела собранная пирамидка, ребенок имеет возможность почувствовать себя настоящим архитектором.
Также фигурки используются для игр на взаимодействие, которые помогают детям научиться правильно разговаривать.
Пространство и преобразование
4 ящик включает в себя небольшие деревянные сегменты, предназначающиеся для выстраивания любых проекций на рабочей доске.
За счет использования резинок формируется представление о форме и соотношениях. Дети учатся понимать, что представляют собой пространственные отношения. Одновременно развивается координация движений пальцев. Ребенок учится работать двумя руками.
Также здесь игровой набор «Пертра» содержит особые фигурки-«ворота», с помощью которых дети учатся различать понятия «право» и «лево», «вперед», «открыть», «закрыть», «повернуть».
Графо-моторика
5 «чемодан» очень похож на 1. Главное отличие – желобки в фигурках более глубокие и направленные.
Набор используется для того, чтобы дети научились правильно держать ручку. На рабочую доску кладется шарик, затем педагог «вооружает» ребенка магнитной ручкой. Задача – провести шарик по всему лабиринту. Справившись с этим заданием, дети прокладывают маршрут самостоятельно.
От хватания к схватыванию
В 6 ящике находится доска с 280 отверстиями. Игра с ней сопутствует развитию дифференцированных хватательных движений. Формируются навыки дозирования усилия и модуляции движений.
Одновременно ребенок обучается счету, получает представление о классификации.
Начальные знания по математике
7 «чемодан» содержит детали, позволяющие развить навыки:
- определения количества;
- выполнения вычислений;
- пересчета.
Формируется представление о составе числа.
Уникальная методика
Игровое оборудование «Пертра» находит живой отклик у детей. Методика позволяет совместить приятное с полезным – обучение и игру.
Комплекс функций, которые охватывает это игровое оборудование, многогранен. Его можно использовать даже в отношении взрослых – в этом случае первостепенное значение имеет психологическая рефлексия.