Создание новых мест дополнительного образования в рамках ФП «Успех каждого ребенка»
Создание новых мест дополнительного образования проводится в рамках ФП «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Ключевая цель мероприятия — увеличить охват детей, занимающихся по общеразвивающим программам разных направленностей, и повысить их вариативность.
Реализация ФП «Успех каждого ребенка», входящего в НП «Образование», соответствуют требованиям майских указов президента. Его задача — раскрыть индивидуальные способности и помочь детям всех возрастов, в том числи и обучающимся с ОВЗ, гармонично развиваться во различных областях с учетом интересов, возможностей, реалий современного мира и перспектив.
Основные этапы создания новых мест
При создании новых мест необходимо предоставить детям возможность заниматься востребованными, актуальными и популярными видами деятельности и обеспечить доступность качественного дополнительного образования, в том числе за счет использования новых форм и технологий.
В процессе формирования мест необходимо:
- определить, по каким образовательным направлениям и тематикам будут организованы занятия, учитывая современные потребности детей, социальные и культурные особенности региона, местные запросы экономики и рынка труда;
- выбрать масштаб реализации дополнительных программ и формы обучения, исходя из востребованности, существующей инфраструктуры, материально-технических и кадровых ресурсов;
- обеспечить равные условия и доступную среду для всех детей, вне зависимости от расположения образовательной организации, социального статуса и возможностей здоровья;
- сформировать, утвердить перечень оборудования, заключить соглашение на финансовое обеспечение и привлечь кадры для реализации выбранных дополнительных программ.
Направления и модели дополнительного образования
Всесторонне развиваться ребенку эффективно помогает широкий выбор видов деятельности. Несколько основных направлений дополнительного образования детей — физкультурно-спортивное, туристское и краеведческое, социально-педагогическое, техническое, художественное, естественнонаучное способствуют раннему профессиональному и личностному самоопределению.
Типовые модели дополнительного образования позволяют детям максимально удовлетворять интересы и потребности, развивать способности и формировать навыки в разных видах деятельности:







Типовые модели отличает гибкость. Они дают возможность адаптировать содержание программ и ресурсную базу под условия и задачи реализации, комбинировать несколько видов деятельности.
Масштаб реализации и формы занятий
Масштаб реализации типовых моделей дополнительного образования различных направлений зависит от ряда факторов. Это планируемый охват детей и возрастные группы, количество и уровень программ, продолжительность обучения, расположение образовательной организации.
Для занятий можно создавать:
- Кружки и студии. Формируются на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Предполагают занятия ознакомительного, вводного или базового уровня в небольших группах по программе одной направленности.
- Клубы, музыкальные, спортивные и художественные школы. Реализуют программы базового и углубленного уровня, организуют и проводят массовые мероприятия и включают в себя несколько секций или кружков. Могут быть самостоятельными или создаются на базе школы и охватывают обучающихся разного возраста.
- Станции. Реализуют базовые и углубленные программы одной направленности и могут их комбинировать. Взаимодействуют с производственными, образовательными и общественными учреждениями, располагают академическими партнерами и используют их материальную базу.
- Центры, дворцы и дома. Могут быть однопрофильными и многопрофильными, реализующими от одного до шести направлений. Имеют собственные площади, партнеров и профессиональное оснащение.
Занятия могут проходить в разных форматах. Традиционные стационарные решения подразумевают обучение на базе общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования. При мобильном типе обучающиеся получают регулярный доступ к ресурсной базе, благодаря выездам детей и педагогов.
Современный формат дистанционного образования позволяет заниматься удаленно на платформе организации. Сетевая модель реализуется за счет взаимодействия образовательного учреждения и партнера, и объединения их ресурсов.
Оборудование для оснащения новых мест дополнительного образования
Создание новых мест требует модернизации базы и современного оснащения, позволяющего использовать новые технологии и формы обучения.
Компания «Логия» предлагает оборудование для дополнительного образования всех направлений:
- учебную фото-, видео- и оргтехнику — МФУ, принтеры, сканеры;
- демонстрационное мультимедийное оборудование — интерактивные панели, проекторы и экраны, очки виртуальной реальности;
- мебель — столы, стулья, шкафы и стеллажи, верстаки, мольберты;
- компьютерную технику — компьютеры, мониторы, ноутбуки, планшеты и периферию;
- лабораторно-техническое оборудование — измерительные приборы, инструменты и станки, швейные машины;
- туристическое и спортивное оборудование — тренажерные комплексы, снаряды, инвентарь, снаряжение, покрытия;
- музыкальные инструменты и звуковое оборудование;
- конструкторы и дополнительные ресурсы.
Мы предлагаем комплексные решения для оснащения новых мест для реализации программ дополнительного образования в рамках ФП «Успех каждого ребенка». В компетенцию входят составление спецификаций под конкретную инфраструктуру и требования заказчика — модель, программу, формат, разработка проекта и 3D-визуализация, доставка, монтаж, пусконаладка и обучение персонала.
При подготовке статьи использованы материалы и документы с корпоративного портала Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» https://ioe.hse.ru/ds/newplace.