«Доброшкола» как мероприятие федерального проекта «Современная школа» в рамках НП «Образование»
Все дети должны получать одинаково качественное образование. Комфортные условия имеют значение для каждого ученика, но особенно доступная среда в школе важна для ребенка с ОВЗ. Она подразумевает доступность и учреждения, и образовательного процесса, поэтому включает в себя не только безбарьерный доступ, но и наличие специальных средств обучения.
Система образования детей с особыми образовательными потребностями (с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья) продолжает формироваться в Российской Федерации по двум направлениям – развитие системы инклюзивного образования при одновременной поддержке и развитии существующей сети отдельных специализированных образовательных организаций (коррекционных школ и садов)
Проект «Доброшкола» реализуется с 2019г. в рамках ФП «Современная школа» нацпроекта «Образование» для создания комфортных условий обучения детей с ОВЗ. Он позволит ребятам с особенностями развития лучше осваивать программы и сделать более эффектной работу учителей в отдельных специализированных образовательных организациях.
Основные задачи проекта «Доброшкола»
«Доброшкола» предполагает, что доступная среда и новые комфортные условия для учебы, общения, коррекции нарушений, воспитания детей с ОВЗ будут созданы за счет модернизации школьной инфраструктуры.
Ключевые задачи проекта:
- установка нового высокотехнологичного оборудования в мастерских и кабинетах технологии, чтобы дети могли успешно осваивать наиболее востребованные и доступные им профессии;
- оснащение современными комплексами и материалами кабинетов логопеда, дефектолога, психолога для успешной коррекционной работы, диагностики, помощи в обучении и развитии;
- обновление оборудования предметных кабинетов, спортивного зала, помещений для дополнительных развивающих занятий, которое поможет ребятам легче постигать программу.
Проект «Доброшкола» направлен на совершенствование методов обучения детей с ОВЗ для повышения качества их образования и самореализации каждого ребенка. Это соответствует задачам, поставленным в майских указах президента, и целям Федерального проекта «Современная школа» и Национального проекта «Образование».
Особенности реализации «Доброшколы» для разных категорий детей с ОВЗ
Проект рассчитан на общеобразовательные (инклюзивное образование) и специализированные, коррекционные школы для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития и проблемами аутистического спектра. Доступная среда с оптимальными условиями для обучения должна сохранять здоровье учащихся и адаптироваться под конкретные особенности и возможности каждого.
Например, для детей с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата важно организовать образовательный процесс в соответствии с их физическими возможностями. В школах, где учатся дети с проблемами зрения, необходимо оборудование, позволяющее увеличивать текст и изображения. Ребенку с ЗПР нужны коррекционно-развивающие средства обучения.
Именно поэтому оснащение каждого учебного заведения в рамках реализации проекта «Доброшкола» подбирается индивидуально.
Обучение с применением современных дистанционных технологий
Министерство просвещения рекомендует использовать в обучении детей с ОВЗ и инвалидностью дистанционные технологии. Они позволяют создавать индивидуальную программу образования, разрабатывать личный учебный план и придерживаться охранительного режима для предотвращения перегрузок.
Полностью перевести процесс обучения в удаленный режим или частично — решает школа, которая должна быть оснащена всем необходимым: оборудованием, учебниками и пособиями в электронном виде, стабильным высокоскоростным доступом к интернет ресурсам. Внедрение и использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) входит в задачи приоритетного НП «Образование».
Реализовывать образовательные программы школа может самостоятельно или с помощью сетевого взаимодействия, при котором привлекаются возможности центров дистанционного образования (ЦДО).
Условия для участия в проекте и принципы обеспечения школ
Министерство просвещения разработало рекомендации по оснащению организаций-участников ФП «Современная школа» нацпроекта «Образование». Средства для покупки оборудования выделяются из федерального бюджета.
Реализация проекта «Доброшкола» предполагает не только установку нового оборудования, но и создание комфортной среды. Поэтому перед участниками стоят задачи обеспечить детям с ОВЗ как доступность образования, так и физическую доступность школы и всех её помещений. Это касается учащихся с проблемами по зрению, слуху и нарушениям опорно-двигательных функций.
Для участия в проекте были отобраны учебные заведения со всех регионов. Они вошли в специальный реестр, получили статус «Доброшколы» и разработали программу развития, дизайн-проект, план зонирования помещений и перечень необходимого оборудования, за закупку которого предоставляется субсидия.
Проект рассчитан на сроки реализации 2019 -2024 годы.
Ключевая цель проекта — к 2024 году создать современные условия и комфортную среду для доступного качественного обучения всем детям с ОВЗ и инвалидностью из школ-участников «Доброшколы».
Ежегодно Министерством Просвещения РФ проводится всероссийский конкурс среди школ-участников проекта «Доброшкола». Выявляются лучшие практики, образцовые решения по созданию современных условий для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством дизайна образовательной среды в условиях обновления инфраструктуры образовательной организации.
В 2021 году для участников проекта «Доброшкола» выпущено отредактированное «Руководство по дизайну образовательного пространства», в котором учтены результаты ранее проведённых конкурсов.
В новой редакции документа приведен перечень успешных решений по оформлению интерьера, зонированию, подбору мебели для учебных кабинетов, мастерских, помещений общего пользования. Все рекомендации приведены с учётом разных типов ОВЗ обучающихся в этих учреждениях детей.
Компания Логия поможет Вам грамотно подобрать оборудование под ваши особые потребности:
- оборудование для создания доступной среды в школе и на её территории;
- мультимедийное, звуковое оборудование и оптику для детей с ослабленным слухом и зрением;
- специальную мебель и технику для бытовой адаптации и беспрепятственного доступа;
- оборудование для кабинетов логопеда и дефектолога, реабилитации и спортивных залов;
- компьютерное оборудование и программное обеспечение для использования ДОТ.
Мы доставляем товары во все регионы России.