Инклюзия как инновационный процесс в образовании
Во главе угла инклюзивного образования - идеология, исключающая любую дискриминацию детей. Такое образование призвано гарантировать равное отношение ко всем людям, при этом создавать специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
С 1970-х годов в образовательной политике Европейских государств получил развитие так называемый мейнстриминг. Это когда дети-инвалиды общаются с ровесниками на различных досуговых мероприятиях для установления социальных контактов. О достижении образовательных целей в данном случае речь не идёт. Инклюзия представляет собой наиболее прогрессивный подход, направленный на реформирование школ и перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.
В России первые экспериментальные школы, взявшиеся за обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), появились в 90-годах прошлого века.
В 2008 году наша страна подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В 24 статье Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
После 2012 года, когда были внесены изменения в закон «Об образовании», дети-инвалиды получили законодательное право учиться в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми.
Каким же образом это право может и должно быть реализовано?
Организации, готовые осуществлять инклюзивное образование, обязаны обеспечить физическую доступность школы/детского сада и доступность образовательного процесса. Требуется исключительный подход к устройству безбарьерной среды, учитывающий особенности и потребности детей с ОВЗ и инвалидностью всех нозологий и возрастов. Только такой подход позволит создать необходимые ученикам уникальные условия.
Понятно, что школам для организации работы с детьми с ОВЗ нужна соответствующая материальная база. В частности, речь идёт о нестандартных требованиях к помещениям, в которых планируется осуществлять образовательный и коррекционно-развивающий процессы. Речь идёт как о классах, так и о кабинетах специалистов - дефектолога, логопеда, психолога и др.
Актуальным вопросом является обеспечение школ, где применяется инклюзивное образование, технологическими средствами - компьютерами, мультимедийными проекторами с экранами, интерактивными досками и проч.
Говоря об образовательных потребностях «особенных» детей, нужно понимать, что необходимы учебники, написанные конкретно для таких учеников. Не обойтись и без специальных рабочих тетрадей и прописей (если речь идёт об учениках начальной школы).
Дидактический материал тоже нуждается в тщательном подборе – в приоритете натуральные и иллюстративные наглядности.
Освоение гуманитарных наук предполагает использование разного рода печатных пособий: наборов предметных картинок, словарей, репродукций картин, опорных таблиц, схем, карточек с заданиями; наборов ролевых игр, муляжей и т. д.
Математика осваивается с помощью разнообразного дидактического материала: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; калькулятора; измерительных инструментов и приспособлений, демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр.
Почему важна инклюзивная школа?
Но как бы не хороша была материальная база, какими бы продуманными не были учебники, каким бы разнообразием не блистал дидактический материал, все попытки наладить в стране доступное инклюзивное образование могут обернуться крахом, если обществу не удастся «разделаться» со стереотипами и предрассудками в отношении детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Многие мамы и папы по-прежнему полагают, что инклюзивное обучение не столько поможет детям, требующим индивидуального подхода, сколько затормозит развитие их собственных детей. Однако анализ результатов эксперимента говорит как раз об обратном: успеваемость здоровых детей в условиях инклюзивного образования зачастую выше, чем в обычной школе.
Почему так важна для современного общества инклюзивная школа? Потому что в ней каждого ученика считают важным и равным членом коллектива. Особые дети в таких условиях становятся уверенней в себе, а дети без инвалидности учатся быть отзывчивыми и внимательными к ближним. И те, и другие приходят к пониманию, что в непохожести людей нет ничего «ненормального».
К сожалению, сегодня в России всё ещё трудно представить инвалида, занимающего высокую должность в государственных структурах. А, например, в Великобритании министром внутренних дел определённое время был слепой от рождения Дэвид Бланкетт. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что он создал исторический прецедент – до него ни в одной стране мира не было слепых от рождения людей, достигших подобных вершин.
Дэвид Бланкетт, слепой, при этом исключительно одаренный человек, знал о чём говорил: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
«Мы обязаны…», - говорил министр Великобритании, имея в виду, конечно, граждан своей страны.
А кто обязан позаботиться об образовании детей с ОВЗ в нашей стране? Те, кто убеждён, что за инклюзией - будущее. К ним относятся не только сотрудники министерства образования, принимающие решения на государственном уровне, не только педагоги с прогрессивными взглядами, но и производители оборудования для людей с ОВЗ; компании, интегрирующие доступную среду в образование (поставщики оборудования), специалисты, внедряющие реабилитационное и адаптационное оборудование в детские сады и школы.